USD/MDL - 18.10 ▲ 0
EUR/MDL - 20.16 ▲ 0
VMS_91 - 3.03%
VMS_364 - 9.54%
BONDS_2Y - 7.40%
SP500 - 759.81 ▲ 1.32%
GOLD - 3979.29 ▼ 1.47%
SILVER - 51.27 ▼ 0.61%
EURUSD - 1.11 ▲ 0%
BRENT - 123.93 ▲ 8.56%
GAS - 2.99 ▲ 1.36%
Реклама

Реформа зарплат в бюджетной сфере обойдется в 3,2 млрд леев

Правительство одобрило законопроект о реформе единой системы оплаты труда в бюджетном секторе. Новые нормы призваны устранить несправедливые различия в зарплатах, повысить базовые оклады и обеспечить оплату труда с учетом сложности и ответственности выполняемых обязанностей. Реформа затронет около 172 тыс. работников бюджетного сектора. Ожидается, что в среднем их зарплаты вырастут на 15,7%.
Светлана Руденко Светлана Руденко Время прочтения: 5 минут
Размер текста
Ссылка скопирована
заседание правительства Молдовы

Необходимость реформы обусловлена тем, что за последние годы в действующей системе оплаты труда накопилось множество исключений и отступлений от общих правил, которые привели к существенным различиям в доходах работников. Сейчас базовые оклады варьируются от 2,5 тыс. леев, к которым добавляются компенсационные выплаты для достижения уровня минимальной зарплаты, до примерно 65 тыс. леев. При этом в отдельных случаях надбавки достигают 120% от фиксированной части зарплаты.

В правительстве считают, что новая система должна сделать оплату труда более справедливой и прозрачной. Доля базового оклада в общей зарплате увеличится, а соотношение между самым низким и самым высоким базовыми окладами составит 1:10,5. Новая тарифная сетка будет учитывать сложность обязанностей, уровень ответственности, квалификацию и стаж работы. Кроме того, планируется сократить количество исключений и специальных условий, а также число базовых величин, используемых при расчете зарплат: с нынешних 10 до максимум шести в 2027 году и четырех к 2032 году.

Больше всего средств на повышение зарплат планируется направить в сферу образования, а также на оплату труда технического и рабочего персонала. В образовании около 60 тыс. работников получат прибавку в среднем на 14,4%. На эти цели планируется выделить дополнительно 1 млрд леев. Для 50 тыс. работников технического и рабочего персонала среднее повышение составит 19,3%, дополнительные расходы оцениваются в 845 млн леев.

Повышение зарплат предусмотрено и для 20 тыс. работников государственного управления — в среднем на 15,3%, а также для 17 тыс. сотрудников правоохранительной системы — на 15%. В здравоохранении и социальной помощи средний рост составит 14,9%, в сфере культуры и спорта — 14,1%. В национальной обороне зарплаты вырастут в среднем на 20,6%, в судебной системе — на 14,1%.

Реформа предусматривает конкретное повышение зарплат для представителей различных профессий. В частности, средняя зарплата:

  • учителя общеобразовательной школы со второй дидактической степенью вырастет с 13 030 до 14 828 леев (+13,8%);
  • военнослужащего в звании солдата — с 10 566 до 13 104 леев (+24%);
  • социального ассистента с высшим образованием — с 9 798 до 11 844 леев (+20,9%);
  • университетского профессора в бюджетном учреждении — с 19 816 до 23 919 леев (+20,7%);
  • помощника воспитателя — с 6 811 до 9 140 леев (+34%);
  • педагога сопровождения — с 11 341 до 13 742 леев (+21%);
  • участкового полицейского — с 13 024 до 15 675 леев (+20%);
  • офицера уголовного розыска — с 13 246 до 17 421 лея (+31%);
  • медсестры — с 10 300 до 12 800 леев (+24,3%);
  • социального работника — с 6 780 до 8 178 леев (+21%);
  • повара — с 6 459 до 9 039 леев (+40%);
  • водителя — с 7 395 до 9 419 леев (+27%).

Новый закон предусматривает также увеличение ряда надбавок. Для сотрудников, имеющих право на такие выплаты в научно-исследовательской сфере и высшем образовании, надбавка за ученую степень доктора-хабилитата или ученое звание профессора вырастет с 1,1 тыс. до 2,5 тыс. леев, а за степень доктора или звание доцента — с 600 до 1,5 тыс. леев. Для педагогов общеобразовательных и профессионально-технических учреждений, а также работников других сфер, чьи ученые степени соответствуют выполняемым должностным обязанностям, надбавки составят 50% от указанных сумм.

С 2028 года планируется повысить и надбавки за педагогические степени: с 4 тыс. до 4,6 тыс.  леев за высшую степень, с 2,8 тыс. до 3,1 тыс. — за первую и с полутора до 1,8 тыс. — за вторую. Кроме того, для работников социальной сферы введут новую надбавку за квалификационные категории — от 750 до 2 тыс. леев.

Еще один элемент реформы — материальное стимулирование профессиональных результатов. Надбавки за эффективность работы будут зависеть от итогов индивидуальной оценки. При оценке «отлично» они составят 10–15% базового оклада, при оценке «очень хорошо» — 5–7%. Для работников образования и научно-исследовательской сферы предусмотрен особый порядок.

Кроме того, с 2028 года при расчете базового оклада на должностях, которые сложно укомплектовать кадрами, временно смогут применять коэффициент конкурентоспособности от 1,1 до 1,3. Этот механизм призван помочь государственным учреждениям привлекать и удерживать специалистов в сферах, где возникают трудности с набором персонала.

Законопроект предусматривает и переходные механизмы защиты доходов работников на случай, если применение новой тарифной сетки приведет к снижению их зарплат.

Закон вступит в силу со дня опубликования в «Официальном мониторе», а основные новые положения начнут применяться с 1 января 2027 года. Отдельные меры предусмотрены с 2028 года. Для вступления реформы в действие законопроект должен быть принят парламентом.

Финансовые затраты на проведение реформы в 2027 году оцениваются в 3,2 млрд леев.


Какие эмоции вызвала у вас эта новость?

Комментарии

0

Комментариев пока нет. Вы можете начать разговор.

Комментировать могут читатели с аккаунтом Logos Press.

Войти, чтобы комментировать

По теме*
Социальная сфера
11 ноября 2026
Ещё от автора*

Мы всегда рады вашим отзывам!

Последние новости
Популярное сейчас*
Обязательно к прочтению*